Пока большинство людей, непричастных к компьютерным сетям, не имеет представления о том, что такое смайлы и в чём заключается их роль в языке. Более того, в силу консерватизма, свойственного любым аспектам развития языка, многие люди, даже знакомые с этим понятием, считают смайлы чем-то избыточным, неким кратковременным модным веянием, стоящим в стороне от развития основного языка и не приносящим какой-либо пользы.
Hередко встречаются мнения о том, что смайлы "засоряют" язык, делая его более примитивным и "отучают" активно применяющего их человека от умения выражать обычными словами то же самое, что передают смайлы.
Автору такой подход представляется крайне недальновидным. Чтобы понять, почему это так, полезно совершить небольшой экскурс в историю человеческой письменности.
Любой человек в наши дни с лёгкостью перечислит все буквы алфавита, но при этом мало кто в полной мере осознаёт тот факт, что в действительности множество знаков, используемых нами при письме, гораздо больше. К сожалению, в стандартных учебных курсах история современной письменности освещается крайне слабо. Поэтому лишь узкий круг специалистов знает, что ещё сравнительно недавно многого, к чему мы привыкли сейчас, в письменном языке не было, появлялось оно постепенно; под давлением потребностей усложняющейся жизни письменность развивалась от крайне простых систем в сторону усложнения и пополнения новыми средствами; тот богатый инструментарий письменного выражения информации, которым мы располагаем в наши дни, рождался в муках; а косное сопротивление современников разумным нововведениям было в истории заурядным делом. Обыватель, критикующий злоупотребление "посторонними" символами, легко и естественно сам использует цифры и знаки препинания, не подозревая, что когда-то их признание сопровождалось не меньшим неприятием.
Древние тексты представляли собой просто непрерывный поток букв, уложенных в строки без каких-либо правил переноса, различия регистра, пробелов, пунктуации, делений на абзацы, предложения и чего-либо подобного вообще. Выглядело это примерно так:
MVLTARENASCENTVRQVAEIAMCECIDERECADENTQVEQVAENVNCSVNTINHONORE
Так писали почти всё средневековье. Мало того, во многих ранних языках и вариантах письменности часть букв опускали, особенно гласные, записывая лишь костяк слова, сокращённого таким образом буквально до невозможности.
Hетрудно понять, насколько тяжёлым был такой текст для чтения. Причина подобной практики была в дороговизне доступных писчих материалов и в трудоёмкости письма, которое выполнялось вручную специально обученными каллиграфами.
Да и книги в то время предназначались лишь для узкого круга специально же обученных их читать людей.
Цифры, как специальные знаки для позиционной записи чисел, тоже появились далеко не сразу. Долгое время для записи чисел пользовались теми же буквами, что и для слов, комбинируя их по каким-либо правилам. Выполнение арифметических операций в бытовавших тогда непозиционных системах счисления было очень трудоёмким, а интерпретация записанных буквами чисел в общем сплошном потоке слов - неоднозначной. Предполагается, что немало ошибок и неясностей в датировках документов прошлого возникло именно из-за такой двоякости применения букв. Hикто толком не знает, кем, как и когда были придуманы современные "европейские" цифры и позиционная система записи чисел. Известная всем со школы традиционная точка зрения, будто они были изобретены в Индии, а затем привезены в Европу арабами, не имеет на самом деле никаких особых оснований и ничем не лучше множества других. (Следует заметить, что в арабских странах до сих пор применяются свои цифры, лишь отдалённо похожие на те, которыми пользуются в Европе, из-за чего традиционное именование последних "арабскими" некорректно.) Считается, что первым практику записи чисел общепринятыми теперь цифрами начал итальянский математик Леонардо Фибоначчи [Leonardo "Pisano" Fibonacci], традиционно относимый к XIII в. (что спорно). Попробуйте сложить два числа в римской записи, и вы поймёте, как это неудобно по сравнению со сложением в "столбик" записей современными цифрами. Hо на осознание того, что очевидно в наши дни, потребовались века, пока более прогрессивная запись вытесняла менее удобные, и сохранившиеся до сих пор, римские цифры. Существует, например, поучительное упоминание о том, как в 1299 г. (дата спорна) во Флоренции применение "арабских" цифр было официально запрещено, как непатриотическое. Регулярное же применение современных цифр началось лишь с XVII в.
В России записывать числа буквами по старинке продолжали ещё и в XVIII в.
Только где-то в XIV в. стало уверенно появляться разделение текста на слова. Поначалу это делали небольшой точкой в центре символьной позиции - "T", т.е. так: MVLTA•RENASCENTVR•QVAE•IAM•CECIDERE•CADENTQVE•QVAE•NVNC•SVNT•IN•HONORE
Потом точку перестали писать, оставляя лишь свободное пространство - пробел: MVLTA RENASCENTVR QVAE IAM CECIDERE CADENTQVE QVAE NVNC SVNT IN HONORE
Первые пробелы были очень узкими и едва заметными, что, по-видимому, связано всё с той же экономией бумаги. Появилось и разделение на строчные и заглавные буквы, с помощью которых стали обозначать начала предложений.
Диакритические знаки (над- и подстрочные, например, различные ударения) появлялись по мере того как всё новые народы приобщались к письменности, принимая какие-либо из уже существовавших к тому времени алфавитов, которые приходилось из-за этого адаптировать к новым звукам. В некоторых языках (арабская и еврейская письменность) они восполнили опускавшиеся ранее гласные, когда с выходом грамотности за пределы узкого круга специалистов экономия писчего материала перестала быть рациональной. Впрочем, в арабском языке многие гласные в повседневной практике не считают нужным отмечать на письме и поныне.
Hесмотря на то, что идея пунктуации, предназначенная передать на письме эмоциональные особенности прочтения и разделить текст на смысловые участки, появилась очень давно, она долго не получала широкого распространения. Этому можно найти объяснение. Дело в том, что изготавливавшиеся в единичных экземплярах рукописные книги использовались в средние века в основном для сохранения канонических произведений религиозного содержания, которые избранные специалисты (священники) зачитывали перед публикой. Поскольку этих текстов было немного и все они были известны им наизусть, текст служил лишь опорой при чтении, которое во многом осуществлялось по заученной традиции и было хорошо отработано практикой. Те немногие избранные, кто работал с книгами, знали по памяти, где и как следует расставить паузы и интонации, и как структурирован текст по смыслу. Когда же книгопечатание и грамотность распространились достаточно, чтобы их стали применять для текстов разнообразного содержания, не как опору для чтения по памяти, а именно для передачи незнакомой информации, возникла, наконец, необходимость дополнить текст вспомогательными знаками, которые облегчили бы его понимание.
В истории сохранился характерный пример человеческой неразумной языковой консервативности: даже в XV в. нередко можно встретить юридические документы, в которых знаки препинания полностью отсутствуют. Вероятно, юристы того времени, подобно ретроградам всех других эпох, объясняли это тем, что де знаки пунктуации "засоряют" смысл предложений. В наше время, однако, подобная мысль вряд ли кому-то придёт в голову...
Знаки препинания очень долго флуктуировали, меняя своё значение и начертание у разных авторов, школ и стилей, точь-в-точь, как нынешние смайлы. Считается, что впервые изображённые примерно так, как сейчас, и с современными значениями знаки препинания были предложены лишь в XVI в. венецианским печатником Альдо Мануцио [Aldo Manuzio, Aldus Manutius]. В XVII в. на основе его рекомендаций сформировалась пунктуация большинства европейских языков, включая русский, которая с тех пор между этими языками различается незначительно.
Весьма поучительна история происхождения восклицательного и вопросительного знаков. Первый произошёл от латинского восклицания "Io", выражавшего радость, которое сначала писалось в конце предложения, как обычное междометие, затем обе буквы стали для компактности писаться одна над другой, пока не слились в один символ - "!". Аналогично и происхождение второго от латинского слова "Quaestio" - "вопрос", которое, сокращённое до "Qo", ставилось в конце вопросительных предложений, а затем так же слилось в один символ - "?". Как видим, краткие знаки оказались всё же лучше, чем передача того же самого словами...
Знаки структурных делений текста, сносок, примечаний и т.п. обязаны своим происхождением развитию в конце средневековья коммерции, института собственности, ценных бумаг и выросшей на них юриспруденции. Для составления юридического текста его требовалось логически структурировать и притом так, чтобы эта структура была знакома любому потенциальному читателю.
Появление абзацных отступов связывают с техническим недоразумением. Ещё в относительно недалёком прошлом текст обычно набирался безо всяких отступов. Знаки же структурного деления текста часто вписывались краской другого цвета уже после набора основного текста, и поэтому для них оставляли пустое место. Вероятно, однажды вписать знаки забыли, но получившийся текст с отступами читался не хуже, и с тех пор абзацы прочно вошли в типографскую практику.
Оставлять пустое пространство для разделения текста на главы тоже начали поздно. Возникновение "спусков" - белого просвета перед началом новой главы - связывают с существованием в прошлом традиции помещать в таких местах узоры или рисунки. По мере перехода печатной книги в разряд массовой продукции, её графическое оформление становилось более аскетичным, и вычурные украшения, уместные в единичных образцах высокого искусства, но противоречившие интересам экономической целесообразности при массовой печати, уступили место просто пустым участкам листа.
Курсив как альтернативный способ начертания знаков параллельно с основным тоже был введён А. Мануцио в XVI в., будучи разработанным его шрифтовиком Франческо Гриффо [Francesco Griffo] в 1500 г. на основе рукописной каллиграфии папской канцелярии. Применяться для выделения слов в основном тексте он стал позже. А жирный шрифт был изобретён и вовсе недавно - в начале XIX в. английским типографом Робертом Торном [Robert Thorn] первоначально лишь для набора рекламных строк. Как средство выделения слов он стал применяться только в конце XIX в.
Трудно поверить, но такой привычный знак, как наклонная дробь "/" был введён в употребление лишь в XIX в. английским математиком Огастусом Де-Морганом [Augustus De Morgan] в качестве замены горизонтальной дроби, которую было трудно изображать на печати.
Тут уместно также заметить, что славянская полиграфическая символика несколько беднее западной латиноязычной, в которой применяется больше разнообразных знаков, чем принято у нас. В этом нетрудно убедиться, изучая компьютерные кодировки для западных языков, в которых русскоязычный пользователь может найти немало незнакомых дополнительных символов, достаточно часто используемых в западной полиграфии.
Суммируя многовековую историю письменности и полиграфии, можно заметить, что она неуклонно развивалась в сторону увеличения как числа, так и разнообразия функций применяемых знаков - этому способствовало совершенствование способов представления информации, а усложнение человеческой деятельности и появление новых её форм приводило к возникновению новых категорий письменных знаков, появлявшихся как ответ на потребность в новых видах информации:
Общее развитие цивилизации привело к возникновению письменности.
Появление новых понятий в человеческих знаниях, межнациональные контакты, необходимость в упрощении обучения грамотности потребовали формирования и заимствования новых слов и приведения письменности в соответствие с устной речью, что вызвало переход на алфавитные языки.
Развитие коммерции и необходимость в частом выполнении арифметических вычислений и удобной записи чисел привели к внедрению цифр и позиционной системы счисления.
Изобретение книгопечатания, распространение грамотности и бумажной переписки, переход книги из области узкоспециальных, преимущественно религиозных текстов, в область источников разнообразного мирского содержания потребовали введения знаков пунктуации, помогающих передать интонационные и смысловые особенности, диалоги и т.п.
Усложнение юридической практики и потребность в составлении структурированных текстов привели к выработке глав, параграфов, абзацев, сносок, пояснений и изобретению знаков для их выделения.
Распространение СМИ и рекламы привело к разработке акцидентных (выделительных) начертаний.
Появление компьютерной переписки и разговорного общения без непосредственного контакта вызвало потребность в письменной передаче эмоций, жестов и мимики, что способствовало возникновению смайлов...
Комментариев нет:
Отправить комментарий