Гитара

ГИТАРА [gʲɪ'tarə], струнный щипковый музыкальный инструмент.

Нет, наверное, инструмента ближе и понятнее, чем гитара. Звуки, которые она извлекает, чаруют. 

Гитара - популярный инструмент, но по-настоящему хорошо играть на нём могут немногие. Игра настоящего виртуоза дорогого стоит. 

Научиться очень хорошо играть - это время, усилия, нервы и постоянно твёрдые пальцы... 

Не задумывались ли вы, почему слово "гитара" почти во всех языках звучит похоже? Помимо английского guitar, французского guitare, немецкого Gitarre, итальянского chitarra или испанского guitarra, которые известны любому лингвоману хотя бы по иностранным песням, "гитара" распространилась почти на все славянские, балтийские, германские, романские, тюркские, финно-угорские, семитские и другие языки мира. "Гитару" мы находим в грузинском (გიტარა, gitara), персидском (گیتار, gitâr), армянском (կիթառ, kitʿaṙ), корейском (기타, gita), японском (ギター, gitā), вьетнамском (ghi-ta), хинди (गिटार, giṭāra). Откуда они там взялись? Ответ прост: это одно из самых "масштабных" заимствований в мире. 

Сама гитара - изобретение очень древнее. Уже во II тысячелетии до н. э. появляются первые упоминания о музыкальном инструменте с корпусом и струнами в Месопотамии. В Древнем Египте был известен инструмент набла - арфа с треугольным остовом. Наконец, в Греции (и позднее в Риме) появляется инструмент, называемый кифарой. Откуда возникло древнегреческое слово κιθάρα - не совсем ясно. Считается, что откуда-то из Средней Азии. Есть версия, что предком слова "гитара" было персидское سه ‌تار (se-târ), то есть "сетар". Это название персидского струнного музыкального инструмента.

Как бы то ни было, греческое слово было адаптировано в латинском, так появилось слово cithara. К тому времени, как Рим начинал деградировать, Европа стала процветать. Варварский мир перенял римскую культуру и, разумеется, не мог не обратить внимания на такой чудный музыкальный инструмент как кифара. В Испании "гитарная культура" получила своё развитие. Возможно, что в европейских языках слово не столько от испанского guitarra, сколько от арабского قيثارة (qīthāra). В захваченной арабами части Пиренейского
полуострова инструмент пользовался особым успехом.

Всё же больший вклад в развитие гитары, как считается, внёс испанский мир. В XV веке гитара имеет пять сдвоенных струн, приобретает знакомые очертания корпус. В XVIII - начале XIX века происходит последняя крупная трансформация гитары, она получает шесть струн. Свою лепту в развитие гитары и её распространение внесли и итальянцы, в частности - Мауро Джулиани, виртуоз своего времени. Вместе с инструментом далее по Европе и Азии кочевало испанское guitarra и итальянское chitarra. К XX веку массовое музыкальное искусство сделало своё дело, гитару признали все. Даже консервативные китайцы, у которых были свои "гитары", сдались и приняли в обиход слово 吉他 (jítā) - транслитерацию английского guitar в китайский.

Для справки... до сих пор не признаёт европейскую "гитару" индейское племя навахо. Язык этого племени всегда отличался сложностью для чужаков и консервативностью. Местное сложное для анализа название гитары - agaanstsiin - стало прообразом названий и других инструментов: мандолины (agaanstsiin yiltązhí dijoolígíí), банджо (agaanstsiin yiltązhí nímazígíí), укулеле (agaanstsiin yiltązhí yázhí) и других. Также не сдаются тайцы, у которых гитары свои - พิณ (pin), ซึง (seung), กระจับปี่ (gràjàpbpèe).

Комментариев нет:

Отправить комментарий